Преподавание предметной области «Технология» в общеобразовательных организациях Красноярского края в 2019-2020 учебном году

Нормативно-правовые документы

Организация образовательной деятельности по технологии осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный    образовательный    стандарт    основного общего образования (далее - ФГОС ООО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 г. № 1897);
  3. Примерная основная  образовательная  программа основного  общего образования (ПООП ООО). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
  7. Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10)
  8. Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года. Утверждена постановлением Правительства Красноярского края от от 30 октября 2018 года N 647-п
  9. Концепция преподавания учебного предмета «Технология». Утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.
  10. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов".
  11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный  приказом Министерства образования  и  науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937).
  1. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  3. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».

Количество учебных часов на предмет «Технология» в 5-6-7-8-9 классах в 2019-2020 учебном году определяется в соответствии с примерным учебным планом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО), а в 10-11 классах - в соответствии с Федеральным базисным учебным планом.

Учебный предмет «Технология» носит комплексный, общеобразовательный характер (отсутствуют направления технологической подготовки школьников: индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственные технологии)

 В 2019-2020 учебном году образовательная деятельность во всех классах уровня основного общего образования будет осуществляться по новым образовательным стандартам (ФГОС ООО).

Выбор учебников по технологии для 5 класса в 2019-2020 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28. 12. 2018 г.№345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

В соответствии с федеральным перечнем учебников от 28.12.2018 г. при организации образовательной деятельности по технологии в 5 классе могут быть использованы:

- Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю. и др. под ред. Казакевича В.М.,  Технология 5класс: М.: Просвещение, 2018

При этом, организации вправе в течение трех лет использовать в образовательной деятельности приобретенные до вступления в силу настоящего приказа учебники из ФПУ от 31 марта 2014 года с изменениями и дополнениями (п.4 Приказа № 345 Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. «О федеральном перечне учебников...»).

Выбор учебников по технологии для 6-7-8 классов в 2019-2020 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03. 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.01.2016 г. №38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253».

При организации образовательной деятельности по технологии в 6-7-8 классах могут быть использованы учебники и учебно-методические пособия в соответствии с федеральным перечнем учебников от 31.03.2014 г.

Организация образовательной деятельности в 5-6-7-8 классах

 В соответствии с примерным учебным планом ПООП ООО, на изучение технологии предусмотрено по 2 часа в неделю в 5-6-7 классах и 1 час в неделю в 8 классе. Важно отметить, что в авторских программах издательств, которые обеспечивают учебники по технологии, представленные в федеральном перечне от 31.03.2014 г., предполагается изучение предмета в 7 классе в объеме 1 час в неделю. В связи с этим, для приведения в соответствие с Примерной основной образовательной программой ООО рабочая программа по технологии для 7 класса разрабатывается на 2 часа. При этом наполнение содержания образования по технологии может быть обеспечено за счет углубления или расширения отдельных тем курса.

Примерная основная образовательная программа предполагает во всех классах обширный перечень обязательных практических и проектных работ, что обусловливает необходимость организации и проведения только сдвоенных уроков по предмету «Технология».

 Рабочая программа по технологии для 5-6-7-8 класса

 Основным инструментом учителя по обеспечению достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является рабочая программа по предмету.

Каждая образовательная организация разрабатывает и утверждает свою рабочую программу по предмету «Технология», которая позволит реализовать стандарт и учесть возможности и пожелания обучающихся и их родителей (законных представителей).

В рабочей программе возможен собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым, рабочие программы содействуют сохранению единого образовательного пространства и при этом не сковывают творческой инициативы учителей, предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебных курсов с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий и национальных традиций. Национально-региональные особенности содержания могут быть представлены в программе соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда.

Рабочие программы рассматриваются районными (школьными) профильными методическими объединениями учителей, согласуются с зам. директора по учебной работе и утверждаются директором образовательной организации.

  Рабочая программа учебного предмета / курса разрабатывается на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО),
  • примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО),
  • основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательной организации (ООП ООО 00).

 При определении структуры рабочей программы следует руководствоваться Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897": «Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы".

При этом следует отметить, что ОО может принять решение о расширении структуры рабочих программ, разработать такую структуру как единую и обязательную для всех учителей-предметников и зафиксировать её в локальном нормативном акте организации «Положение о рабочей программе учителя».

 В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», в качестве рабочих программ «также могут рассматриваться авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом Примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования».

 Учебники по технологии, представленные в Федеральном перечне учебников (ФПУ) от 28.12.2018 г., обеспечиваются авторской рабочей программой:

  • Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.М. Казакевича и др. - 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю.Семенова. - М.: Просвещение, 2018

 Учебники по технологии, представленные в Федеральном перечне учебников (ФПУ) от 31.03.2014 г., обеспечиваются следующими авторскими рабочими программами:

  • Технология: программа: 5-8 классы/ А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М. :Вентана-Граф, 2014.-144 с.
  • Технология: программа: 5-8 классы/И.А. Сасова-М. :Вентана-Граф, 2013.-168 с.
  • Технология: программа: 5-8 (9) классы/Н.В. Синица, П.С. Самородский -М. :Вентана-Граф, 2013.-112 с.
  • Технология. Обслуживающий труд. 5-8 классы. Рабочая программа к линии УМК под редакцией О. А. Кожиной (Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.Ю. Зеленецкая. - М.: Дрофа,2012. - 150,[10] с.)

- Технология. Технический труд. 5-8 классы. Рабочая программа к линии УМК под редакцией В.М. Казакевича и Г.А. Молевой (Рабочие программы. Технология. 5-8 классы: учебно-методическое пособие / сост. Е.Ю. Зеленецкая. - М.: Дрофа,2012. - 150,[10] с.)

 Следует отметить, что авторские программы к учебникам ФПУ от 31.03.2014 г. не в полной мере соответствуют ПООП ООО (в части содержания образования и планируемых результатов освоения предмета «Технология»).

 При планировании и организации образовательной деятельности в 5 классах рекомендуется учесть следующее:

  • В ПООП ООО по предмету «Технология» не выделены направления технологической подготовки школьников (индустриальные технологии, технологии ведения дома): предмет носит комплексный общеобразовательный, универсальный, политехнологический характер, т.е. все обучающиеся в классе освоят единую программу, подобно другим школьным предметам.
  • Необходимо деление класса численностью свыше 25 человек в городских ОО и свыше 20 человек в сельских ОО на подгруппы в соответствии:

 со ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся);

  • с п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 (количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося...);
  • с необходимостью проведения в соответствии с ПООП ООО обширного перечня обязательных практических и проектных заданий.

-  Способ деления класса на подгруппы на уроки «Технологии» определяет общеобразовательная организация и фиксирует его в ООП ООО.

-  При делении класса на подгруппы, механизм реализации единой программы по предмету «Технология» также определяет образовательная организация, что затем отражается в рабочих программах учителей технологии. Учитывая, что традиционно учителя специализируются либо на индустриальных технологиях, либо на технологиях ведения дома, возможно в сложившихся новых условиях:

  • каждому педагогу реализовать с одной подгруппой класса всю универсальную программу предмета;
  • каждому педагогу реализовать с одной подгруппой класса большую часть универсальной программы предмета, но для реализации отдельных тем курса «поменяться» подгруппами;
  • каждому педагогу работать с каждой из двух подгрупп класса только половину учебного времени в течение учебного года в соответствии со своей специализацией.

Возможны и другие механизмы реализации программы «Технология», но, в любом случае, определяет его образовательная организация исходя из необходимости достижения предметных и метапредметных результатов по предмету в рамках ООП ООО, сохранения и использования кадрового потенциала ОО, сохранения и совершенствования материально-технической базы.

 В 9 классе предметная область «Технология» реализуется не за счет обязательной части учебного плана образовательной программы школы (ООП ООО), а «за счет вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности» (стр. 430 ПООП ООО).

Наличие предметов/курсов технологической направленности необходимо в связи с тем, что в части Примерной основной образовательной программы ООО, касающейся планируемых предметных результатов, для 9 класса по предмету «Технология» определен обширный перечень таких предметных результатов (стр. 74 ПООП ООО). Кроме этого необходимость реализации предметной области «Технология» в 9 классе обусловлена и задачами подготовки выпускников основной школы к процедуре итоговой оценки метапредметных результатов, основной из которых ФГОС ООО определил «защиту итогового индивидуального проекта, выполненного обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную)». В предметной области «Технология» для реализации этой задачи накоплен и реализуется обширный опыт организации проектной деятельности обучающихся.

 В случае, если предметная область «Технология» будет реализована за счет часов вариативной части учебного плана (формируемой участниками образовательных отношений), то в соответствии с Примерной программой (стр. 507 ПООП ООО) возможно «введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений», т.е. в том числе и курсов технологической направленности.

При этом в соответствии с п.26 ФГОС ООО, требуется «не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана ООП ООО». В качестве учебников и учебных пособий могут быть использованы учебники, включенные в федеральный перечень или учебные пособия, выпущенные организациями, включенными в Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

При реализации предметной области «Технология» во внеурочной деятельности, в соответствии с Примерной программой (ПООП ООО) формами внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология» определены «проектная деятельность обучающихся, экскурсии, домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования (или мастер-классы, не более 17 часов), позволяющие освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую для изготовления продукта в проекте обучающегося, актуального на момент прохождения курса». (стр. 431 ПООП ООО).

Для освоения техник обработки материалов, необходимых для реализации проектного замысла, проводятся мастер-классы как форма внеурочной деятельности, посещаемая обучающимися по выбору (стр. 439 ПООП ООО).

Содержание занятий в рамках таких курсов должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д. (стр. 516 ПООП ООО)

 Организация образовательной деятельности в 10-11 классах

В базисном учебном плане по ряду профилей для старших классов среднего (полного) общего образования «Технология» не входит в число обязательных учебных предметов. Там она представлена в составе учебных предметов по выбору. На ее изучение в 10 и 11 классах здесь отводится 70 часов (по одному часу в неделю в каждом классе).

На базовом уровне планирование по технологии в 10-11 классах возможно осуществлять на основе программы по технологии авторов Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, включенной в пособие для учителя «Технология: 10-11 классы: базовый уровень; методические рекомендации» \Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко, -М.: Вентана-Граф

 Преподавание технологии при этом осуществляется по учебнику «Технология. Базовый уровень: 10-11 классы» Симоненко В.Д., Матяш Н.В., Очинин О.П. .Под ред. Симоненко В.Д. -М.: Вентана-Граф.

В качестве предмета по выбору в компонент образовательного учреждения может быть включен курс «Дизайн», для реализации которого в ФПУ представлен учебник: «Дизайн: 10-11 класс» Гуров Г.Е., АО «Издательство «Просвещение».

 На профильном уровне для технологического профиля общеобразовательной подготовки учащихся 10 и 11 классов на изучение курса технологии в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 280 часов, что позволяет учащимся приобрести профессиональные знания и умения в выбранной сфере трудовой деятельности.

В этом случае подготовка учащихся 10-11 классов может быть организована как по основному месту обучения, так и в межшкольных учебных комбинатах, на рабочих местах организаций, предприятий, в колледжах, в ресурсных образовательных центрах, на площадках технопарка-Кванториум в том числе через обучение в offline и online-режимах. При этом национально-региональные особенности содержания также могут быть представлены в рабочих программах соответствующими территориальными или местными технологиями, видами и объектами труда. Специальная технологическая подготовка в общеобразовательных учреждениях может осуществляться и по другим направлениям и видам трудовой деятельности, востребованным в регионе на рынке труда. При увеличении количества учебных часов, наличии необходимой учебно-материальной базы, педагогических кадров, по желанию учащихся и их родителей, с учетом потребностей регионального рынка труда такая подготовка может быть заменена начальной профессиональной подготовкой по профессиям (специальностям), соответствующим перечисленным направлениям, в связи с чем, в качестве основы для рабочих программ используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов». Тематическое содержание специальной технологической или профессиональной подготовки задается квалификационными характеристиками, представленными в «Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)».

 "Полезные материалы"

http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных основных общеобразовательных программ  

https://minobrnauki.gov.ru/ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)

http://www.edu.ru/ Российское образование Федеральный портал

 

Требования к современному уроку. ФГОС II (презентация)

 

Методические разработки учителей Красноярского края

Кодакова Светлана Анатольевна (разработки 7 занятий)

Говорецкая Елена Георгиевна (11 мастер-классов)

Конспект урока по технологии Изготовление изделий из тонколистового металла 7 класс

Планирование проекта 8 класс

Ундалова Е М Введение в лозоплетение

Подставка

 

 Видеоматериалы проектов учителей Красноярского края

Вараксин Геннадий Викторович, с. Новоселово, Школа №5. (смотреть)

Дурягин Дмитрий Леонидович, Ермаковская СОШ №1 (смотреть)

 

Индивидуальные сайты учителей технологии:

Сайт учителя столярного дела Гусева Максима Дмитриевича      http://gysev-maksim.ucoz.ru/

Сайт учителя технологии Медведевой Веры Викторовны  http://medvedevavvsite-6121f84.umi.ru/

Сайт учителя технологии  Николаева Олега Павловича    http://palych-techno.ucoz.ru/

Сайт учителя технологии  Войтишина Любовь Викторовна   https://voitishina.jimdo.com/

Сайт учителя технологии  Эскандеров  Василий Михайлович  http://veskanderov.ucoz.ru/

Сайт учителя технологии  Спиридонова Тамара Александровна   http://tam579836.narod.ru/

Сайт учителя технологии Вишератина Надежда Владимировна   http://visheratinanv.ucoz.ru/

Сайт учителя трудового обучения Рабцевич Елены Александровны     http://trud.sch3.gancevichi.edu.by/ru/main.aspx

Сайт учителя технологии Романовой Ларисы Сергеевны   http://romanova.my1.ru/

Сайт учителя технологии Созыкина Галина Витальевна   http://sozykina.ucoz.ru/

 

Освоение теоретических знаний невозможно без практики. Лучше всего это правило учитывается в школьной программе по технологии. Очень важно создать для учеников условия, исключающие возникновение опасных ситуаций, поэтому техника безопасности в кабинете технологии должна быть известна всем ученикам и соблюдаться ими. Если чётко следовать указаниям, прописанным в нормативных документах , то можно избежать травмирования учеников горячими поверхностями, оборудованием и инструментами, используемыми на уроке. Воспринимать технику безопасности в кабинете технологии как простую формальность в корне неправильно, ведь правила пишутся для того, чтобы обезопасить детей.

Общие правила

 Для начала рассмотрим общие правила техники безопасности в кабинете технологии:

  • Приходить на урок следует за 5 минут до звонка.
  • Заходить в кабинет можно только с разрешения преподавателя.
  • Все ученики должны быть одеты в специальную одежду.
  • Каждому следует занять закреплённое за ним место и не покидать его без разрешения педагога.
  • Работу можно начинать только по команде учителя.
  • Отвлекаться от работы не следует.
  • Если к ученику обращается учитель, то стоит приостановить выполнение работы.
  • Перед использованием инструмента ученик должен ознакомиться с правилами обращения с этим инструментом.
  • Оборудование можно использовать только по назначению.
  • Неисправные или тупые инструменты не могут быть использованы.
  • Держать их нужно так, как показал учитель.
  • Инструменты должны храниться в предназначенном для них месте. На рабочем месте каждого ученика должен быть порядок.
  • Инструменты раскладываются строго в указанном преподавателем порядке.
  • Отвлекаться на посторонние дела во время работы запрещено. На время перемены нужно покинуть кабинет.
  • После урока рабочее место должно быть приведено в порядок.

Инструкции по технике безопасности

В кабинете технологии техника безопасности соблюдается на основе инструкции. В неё включаются правила, позволяющие избежать травм учеников во время уроков технологии.

Инструкция по технике безопасности в кабинете технологии обычно включает:

  • общие положения – информация, раскрывающая предназначение инструкции;
  • требования и правила перед началом, во время и после работы;
  • правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

 Инструктаж

 Инструктаж по технике безопасности в кабинете технологии проводит учитель перед допуском учеников к работе. В случаях, когда учитель технологии не может этого сделать, он должен организовать проведение инструктажа другим педагогом. Инструктаж проводится в следующих случаях:

  • вводный – в самом начале года;
  • первичный – перед началом изучения новой темы;
  • повторный – раз в полугодие;
  • внеплановый – если есть необходимость или появляется травмоопасная ситуация;
  • целевой – когда предстоит изучение темы, предусматривающей работу на особенном оборудовании.

Журнал техники безопасности

 Журнал по технике безопасности в кабинете технологии должен присутствовать всегда. В нём регистрируются инструктажи и указываются:

  • фамилии и инициалы учеников;
  • даты рождения проинструктированных;
  • класс, в котором они учатся;
  • дата инструктажа;
  • номер инструкции и её название;
  • подписи учеников;
  • фамилия и инициалы учителя, проводившего инструктаж;
  • подпись преподавателя.

Стенды

Красочно оформленные стенды помогут донести до учеников правила техники безопасности в кабинете технологии в ненавязчивом виде. Они будут «работать» эффективно, если разместить их в правильном месте, лучше, непосредственно в классе. Информация о работе за станком пригодится в столярном цехе, а техника безопасности при работе с электроплитой будет полезна там, где проходят уроки по кулинарии.

Техника безопасности в кабинете технологии должна соблюдаться каждым учеником, вне зависимости от пола и возраста. Знакомиться с её правилами нужно серьёзно, задумываясь над каждым пунктом. Бездумно поставленная подпись в журнале по технике безопасности не спасёт от порезов, ожогов или других неприятностей.


Печать   Электронная почта